Арматура паровых котлов
Арматура паровых котлов - все приборы, присоединенные к котлу с целью обеспечения безопасности его работы и правильной эксплуатации. Манометр, водомерные стекла и предохранительные клапаны носят название арматуры безопасности.
Паровой котел взрывоопасен, поэтому правилами Котлонадзора строго регламентирована необходимая котельная арматура, при помощи которой регулируются расход пара и его давление, водяное питание, уровень воды, продувка.
Давление на котле контролируется манометром. Манометр соединяется с паровым пространством котла сифонной трубкой, изогнутой таким образом, чтобы в ее колене все время находилась вода, получившаяся от сконденсировавшегося пара (рис. 162). Тогда давление на манометр будет передаваться при помощи охлажденной воды, а не горячего пара, что увеличит срок службы этого прибора. На сифонной трубке закрепляется перед манометром трехходовой кран с запасным фланцем, к которому периодически можно присоединять контрольный манометр для проверки манометра, установленного на котле.
На котлах с паропроизводительностью более 4 т/час должен устанавливаться манометр на водяной питательной линии, перед регулирующим вентилем. При указанной паропроизводительности устанавливается манометр и на выходе пара из перегревателя.
В месте выхода из котла насыщенного пара ставится вентиль либо непосредственно на котле, либо на патрубке, приклепанном или приваренном к котлу.
Если между котлом и пароперегревателем не имеется парозапорного приспособления, то парозапорный вентиль (или задвижка) устанавливается непосредственно за пароперегревателем. Таким же образом устанавливается и запорный вентиль, при помощи которого регулируется подача воды в котел.
Непосредственно к котлу устанавливается запорный вентиль, а и нему присоединяется обратный клапан (рис. 193); назначение последнего - не допускать выхода воды из котла (если бы, например, пробило прокладку у фланцев на питательной линии). Котлонадзором разрешается установка колена между фланцами штуцера котла и запорного вентиля. В крупных котельных перед обратным клапаном, считая по ходу воды, еще устанавливается регулирующий питательный клапан, управляемый автоматически и поддерживающий постоянный уровень воды в котле.
Из наиболее распространенных систем автоматических питателей надо отметить термостатический регулятор (рис. 194), работающий следующим образом. Термостатическая трубка А, изготовленная из сплава с большим коэффициентом линейного расширения, устанавливается наклонно к горизонту. Одним своим концом она присоединяется к водяному пространству котла, а другим - к паровому. Сама трубка так располагается по отношению к барабану котла, чтобы нормальный уровень воды в ней находился на середине длины. Водяная часть автомата присоединяется к котлу неизолированной трубкой, что обусловливает значительное охлаждение воды, находящейся в трубке, по сравнению с водой котла; зато паровая трубка хорошо изолируется, и пар не будет в ней конденсироваться. При понижении уровня воды в котле, а следовательно, и в термостатической трубке конец трубки, присоединенный к паровому пространству, начнет сильнее разогреваться, ее удлинение передастся через систему рычагов на регулирующий питательный клапан К, больше приоткрывая его и тем повышая количество идущей в котел питательной воды. В результате уровень повысится.
В котельных, снабженных автоматическими питательными клапанами, обслуживающий котельную персонал все же обязан следить за состоянием уровня воды в котле.
Для наблюдения за уровнем на котле устанавливают два водомерных стекла. Делается это для того, чтобы не прерывать контроля в случаях выхода из строя одного из стекол. Пока происходит заправка нового стекла, наблюдение ведут по второму. По правилам Котлонадзора вместо второго стекла допускается у небольших котлов (с давлением до 13 ати и поверхностью нагрева до 100м2) установка двух пробных кранов: один-в паровом пространстве, другой - в водяном. Определять местонахождение уровня по пробным кранам неудобно, кроме того, в эксплуатации, если ими часто пользоваться, начинается пропаривание. Иногда водомерные стекла и манометр объединяют на одной колонке, которую и присоединяют к котлу.
На паровом котле должно быть не меньше двух предохранительных клапанов (рис. 143, 171 и 176). Из них один закрывается футляром, запирающимся на замок. Ключ хранится у заведующего котельной. Делается это для того, чтобы исключить всякую возможность изменения нагрузки на рычаг клапана.
Конец рычага обычно выходит за пределы кожуха, чтобы кочегар мог убедиться в исправности клапана, приподнимая его за выступающий конец рычага.
В самом низком пункте котла, непосредственно к нему или и патрубку, приклепанному или приваренному к котлу, устанавливается спускной вентиль. Если котел имеет грязевик (рис. 155, 159), то опускной вентиль присоединяют к последнему. Назначение спускного вентиля, как указывает и само название,- спускать грязь и вообще опоражнивать котел. Но не только этим ограничиваются его функции. Во избежание большой концентрации солей, выделяющих накипь, воду в котле надо периодически сменять, выпуская через спускную линию часть воды из котла и пополняя ее убыль питательной водой. Чтобы гарантировать безопасность при производстве этой операции, она по возможности производится под пониженным давлением, для чего дополнительно между спускным вентилем и котлом устанавливают задвижку, позволяющую открыть вентиль, еще не находящийся под давлением, а затем постепенно пускать воду. Удвоенные запорные приспособления лучше обеспечивают в должный момент полное перекрывание спускной линии, иначе легко упустить уровень. Под седло вентиля может попасть кусок накипи и в вентиле он скорее застрянет, чем в задвижке.
Чугунная арматура паровых котлов (вентили, задвижки) допускается к установке на котлах только до 13 ати давления и до 300° перегрева при диаметрах не более 200 мм; при более высоких параметрах требуется стальное литье или чугун особых высококачественных марок. При таком же перегреве, но для давления до 8 ати допускается чугунная арматура паровых котлов с диаметром прохода до 300 мм. Не допускается изготовление из чугуна патрубков, а также колен, к которым присоединяется спускная арматура паровых котлов. В практике эксплуатации было несколько случаев аварий с человеческими жертвами, когда ломали спускное колено, пытаясь повернуть прикипевший к своему седлу спускной кран.
Требования Котлонадзора в отношении предохранительных приспособлений для паровых котлов с давлением пара до 0,7 ати или водогрейных изложены в § 52, стр. 288.