Остатки нефтяные
Как известно, правильная организация труда и механизация добычи твердого топлива позволяют в несколько раз повысить годовое количество его выработки и тем обеспечить необходимые темпы развития промышленности; механизация в области нефтедобычи дает подобный же эффект при минимальных капиталовложениях. При переходе от примитивного черпания нефти желонками на методы ее добычи глубинными насосами, опускаемыми непосредственно в скважину и приводимыми в движение штангами от привода, расположенного на поверхности земли, или подъема нефти на поверхность за счет давления воздуха или газа, накачиваемых в скважины, нефтеносность пласта используется наиболее полно.
Сырая нефть как топливо не используется. Она предварительно перерабатывается для получения бензина, керосина, масел, парафина и пр. Остающиеся нефтяные остатки, мазут могут быть использованы для сжигания в топках промышленных котлов.
Органическая масса нефти и нефтяные остатки состоят из углерода и водорода, которые образуют в них смесь различных углеводородов. Внутренний балласт ничтожен и исчисляется долями процента; при подсчетах в сумме О0+N0 можно принимать N0=0. Нефтяных остатках имеют следы серы, выражаемые в среднем Sгл = 0,72% для месторождений Баку и Грозного. По мере развития добычи нефти других месторождений - Волжского района, Средней Азии, ДВК - будут уточняться сведения об органическом составе нефтей и их засоренности, в частности серой, количество которой в отдельных случаях может сильно повышаться. Так, для многосернистых мазутов Sрл доходит до 3,9%.
Загрязненность мазута внешним балластом зависит от условий добычи, хранения и перевозок; зольность совершенно ничтожна (доли процента); влажность мазута в местностях, ближе расположенных к промыслам, обычно не превышает 1 %, а по мере удаления увеличивается и в среднем равняется около Wp=3%.
При правильном ведении процесса сжигания мазута образуются только летучие вещества без кокса. Мазут - топливо, легко воспламеняющееся; это свойство необходимо учитывать при хранении и подогреве.
Нефтяные остатки и примесь в них парафина, не отражаясь на их теплотехнических свойствах, способствует повышению температуры застывания, которая для некоторых мазутов доходит до +25°.
Для перекачки и сжигания такой мазут приходится систематически подогревать до 50-100°. Первоначальный разогрев мазута в цистернах, баках, нефтехранилищах для последующей перекачки его по трубопроводам осуществляется путем установки в них змеевиков, обогреваемых паром или горячей водой. Нефтехранилища и баки должны сообщаться с атмосферой вытяжной трубой.
Линии наружной проводки мазутов утепляются, и рядом с нефтяным трубопроводом пропускается паровая линия. Для последующей подачи мазута к форсункам он дополнительно подогревается в поверхностных теплообменниках.
При плановом распределении топлива нефтяные остатки, застывающие при высоких температурах, назначаются в местности с теплым климатом.
Мазут немного легче воды; удельный вес его колеблется в пределах 0,890-0,998; вследствие этого примешанная к мазуту вода при хранении в резервуарах может отстаиваться, опускаясь вниз.
При вязких мазутах отстаивание может происходить только при прогреве.
Высокие тепловые качества мазута, удобство его перекачивания, хранения и транспортирования, а также максимальная теплоплотность делают его особенно ценным для применения на водном и железнодорожном транспорте.
В табл. 14 приводятся марки мазута и их основные характеристики в соответствии с ГОСТ 1501-42.
Вязкость мазутов указывается в так называемых градусах Энглера (°Е) и определяется путем отношения времени истечения 200 см3 исследуемого мазута при заданной температуре из виско зиметра Энглера ко времени истечения 200 см3 дистиллированной воды при 20°С. Температура мазута, при которой происходит воспламенение его паров, называется температурой вспышки и определяется прибором Бренкена. Мазут наливают в особую чашку и постепенно подогревают до тех пор, пока выделяющиеся из чашки пары мазута в смеси с воздухом не дадут воспламенения.
Последнее возникает при проведении над чашкой зажигательного устройства.
Температура воспламенения твердого топлива при наличии источников зажигания колеблется от 225 до 300° для торфа и дров, около 450° - для бурых углей и около 700° - для антрацита.